Иоан Оленевский

Много славных имен дала пензенская земля. Одних вспоминают чаще, других, увы, редко. А вот к раке с мощами святого Иоанна Оленевского каждый день приезжают люди. Как к живому. Да он и есть живой, ведь у Господа нет мертвых. Но святые – люди особые. Они и после земных лет продолжают труды на ниве Божией: помогают в делах, укрепляют в скорбях, исцеляют от болезней. А главное, помогают человеку прийти к Богу, к спасительной вере – единственной дороге в Царство Небесное.
Если подойти сугубо с атеистической точки зрения к биографии старца, то трудно найти более несчастного человека. Судите сами. Матерью Иоанна была незамужняя девица, которая прислуживала в доме помещика. За этот грех отец выгнал ее с ребенком из дому. В Российской империи, где довольно строго следили за чистотой нравов, незаконнорожденному ребенку трудно было в будущем рассчитывать на какую-либо карьеру. И хотя Иоанн с ранних лет фактически жил при храме и в храме, из-за маменькиного прошлого его не имели права по тогдашним законам рукоположить не только в священники, но и в диаконы. Ну а после революции верующему человеку можно было и вовсе поплатиться жизнью за свои убеждения.
В 30-х годах прошлого века Ивана Калинина (мирское имя старца) трижды арестовывали и сажали в тюрьму. Немало претерпел он не только от богоборческих властей, но и от лихих людей. Несколько раз старца избивали до полусмерти, привязывали в глухом лесу к дереву в надежде, что тот умрет голодной смертью. Но всякий раз Господь спасал Своего труженика, посылая добрых людей ему на выручку. В бедности, в крохотной избенке села Оленевка, где была обустроена келья, старец фактически прожил всю свою жизнь.
Вот такая, казалось бы, безрадостная судьба. Но так она представляется, как уже было сказано, сугубо с материалистических позиций. На самом деле не было человека более счастливого и радостного, чем этот «несчастнейший из несчастных». И любили его так, как не любили на пензенской земле никого, и любят до сих пор.
Может, именно за слезы оступившейся матери Господь наградил ее сына удивительными духовными дарами. Уже с юных лет по молитвам мальчика исцелялись люди, а впоследствии он стал и духовным врачевателем. Все грехи, мысли, намерения, будущее – Иоанн читал в сердцах приходящих к нему людей. Но свой дар прозорливости он использовал только во благо, чтобы человек покаялся и исправил свою жизнь.
Блаженный батюшка никогда не смеялся, но всегда улыбкой встречал очередного визитера, ободряя и утешая его. Никто не осмеливался ослушаться старца. Если он благословлял – всегда выходило хорошо, ослушание же всегда влекло дурные последствия.
В собственной жизни батюшка Иоанн был великим аскетом: вкуса мяса он вообще не знал, рыбу пробовал только в молодые годы. Максимум, чем он мог полакомиться, это принесенными грибочками. Да и те лишь попробует, а остальное все равно отдаст. С великим смирением переносил он и преследования, утеснения, нападения. Когда его просили назвать имена тех, кто едва не лишил его жизни (а таковых было немало), он без малейшей злобы отвечал: «Бог с ними, Бог с ними, Бог с ними».
Старец практически не спал, проводил ночи в молитвах, беспрерывно творя земные поклоны, хотя ноги, особенно на склоне лет, его уже плохо держали.
Об этих ночных подвигах люди узнавали случайно, поскольку старец скрывал их, а ночевальщиков (приезжавших к нему людей) обычно отправлял именно к тем жителям села, кто на тот момент больше всего нуждался в деньгах. Ночевалыщики и переночуют, и людям, которые их приютили, материально помогут. Двойная польза была.
Внешним видом батюшка Иоанн очень часто менялся: то выглядит помоложе, то совсем стариком, а иногда был похож на небожителя – стройный, сияющий каким-то неземным светом. Многие видели, что и от лежанки, где старец отдыхал, исходил дивный свет.
Особенно много народу приходило к Иоанну Оленевскому в годы Великой Отечественной войны. Тысячи людей пропадали без вести: где они, что с ними? Одних посетителей батюшка утешал, говоря, что пропавшие живы. Другим открывал горькую правду о гибели родственников.
Отошел ко Господу старец в 1951 году, а в 2000 году Русской Православной Церковью он был прославлен в лике святых.